22 ноября 2017, среда
Областные новости
21.11.2017
Российский конкурс журналистов, пишущих на экологические темы, СМИ и одаренных детей проводится в целях защиты прав граждан в области окружающей среды, формирования экологической культуры и улучшения информирования населения, воспитания у детей и молодежи активной жизненной позиции.
21.11.2017
Мероприятия, посвященные памятной дате России – Дню Неизвестного Солдата состоятся в Пензенской области 3 декабря 2017 года.

Политика в области обработки и
защиты персональных данных

Согласие на обработку
персональных данных

 

 

 

Сурская правда

освещение новостей Лунинского района http://www.surapravda.ru/

добавить на Яндекс

 

 


Мой Лермонтов

 

Работы принимаются по номинациям:
 «Лучшее фото на тему «В Тарханах»;
 «Лучший рассказ (стихотворение) «Мой земляк – Михаил Лермонтов».
Их можно присылать по адресу: р.п. Лунино, ул. Советская, 27 или по электронной почте gazetlun@sura.ru.

Работы принимаются по номинациям:

 «Лучшее фото на тему «В Тарханах»;

 «Лучший рассказ (стихотворение) «Мой земляк – Михаил Лермонтов».

Их можно присылать по адресу: р.п. Лунино, ул. Советская, 27 или по электронной почте gazetlun@sura.ru.

 

Вечный поэт

Мы помним земляка-поэта,

Талантливей его на свете нету.

Он наш, родной, из Пензенского края,

Стихи его мы наизусть все знаем.

Мне близок он своим бунтарством,

В любви к отчизне постоянством,

И тем, что искренен и смел,

За честь свою стоять сумел.

Его стихи на «Смерть поэта» -

Гражданский вызов злобе света.

И даже в ссылке дух свободы

Помог преодолеть невзгоды.

Кавказ и Лермонтов,

Они неотделимы.

Кавказ и Лермонтов,

Здесь творчества порывы.

Пусть здесь убит он на дуэли,

Труды его года преодолели.

Сейчас, вникая в горечь строк,

Мы верим, Лермонтов – пророк.

Гордимся тем, что в Пензе, здесь возрос

Поэт, достигший самых звезд!

Элина Николаева.


 


Артем Сарников, песочный городок (г. Пенза)

 

 

Сквозь годы и века

В грядущий век

Глядит поэт, воитель – человек.

Как жидок и непрочен материал,

В котором Демона с Тамарой изваял художник.

Пусть рассыпется песок,

И все же мастер нам напомнить смог,

Что и сейчас, сегодня, как тогда

С Звездою говорит всегда.

Виктор Григорьевич Ищенко.

 

"В гостях у Лермонтова".

Ученик 4 класса  МОУ ООШ с. Болотниково Елисеев Сергей со своей сестренкой Светой у памятника Лермонтову в Тарханах. 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РОДНИКИ ЛУНИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

   

Творческая работа

 «Мой Лермонтов»  

 

   

Автор работы: Швечкова Ирина, ученица 9 класса, победитель школьного конкурса творческих работ, посвященного 200-летию со дня рождения

М.Ю. Лермонтова

Руководитель: ЧепыжоваН.А., учитель русского языка и литературы.

 

 

Родники 2014 год

 

     К имени М.Ю. Лермонтова, к его творчеству я впервые  прикоснулась в детстве, когда мама привела меня на школьный литературный вечер, в котором принимал участие мой старший брат. Этот праздник поэзии был посвящён  жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Я до сих пор помню название вечера – «А он встаёт над волнами забвенья».  Тогда я мало что понимала, но чарующие звуки его стихов буквально обволакивали меня:
    
Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался - без слов, но живой.

    Это потом я узнала, что природа наделила Лермонтова мощным лирическим чувством и страстями. Маленьким мальчиком он плакал на коленях у матери от песни, которую она напевала ему. И в память о рано ушедшей матери и о той песне он написал потом своего “Ангела”. 

   Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — вот, на мой взгляд, важные качества Лермонтова-лирика. Приведу стихи, посвященные умершему другу поэта, декабристу А. Одоевскому, с которым он подружился на Кавказе:

    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
    Покрытое землей чужих полей,
    Пусть тихо спит оно, как дружба наша
    В немом кладбище памяти моей.


     Или вот еще пронзительнее, тоже о преданности любви и дружбе:
    О друг!  всегда везде с тобою
    Душа моя.

   Мой брат на этом вечере в сцене из романа «Герой нашего времени» играл Печорина.  Я надолго запомнила его слова:

                           «Я часто спрашиваю себя: отчего я не ступил на этот путь, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное? Нет! … я  бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там желанный парус…». 

 

    Откуда такое стремление к свободе? Почему не захотел жить в радости и спокойствии душевном? И уже тогда решила больше узнать о

М.Ю. Лермонтове, кроме того это имя так тесно связано с нашим Пензенским краем.

    Его гувернёра звали Капе. Он был бывший гвардеец Наполеона. Мише  было семь лет, когда он рассказал ему о взятии Бастилии. Навсегда запомнился девиз республики: Свобода, Равенство, Братство. А потом был морозный вечер, когда в Тарханы, имение бабушки, примчала взмыленная тройка. И дедушка - сенатор привёз известие о восстании на Сенатской площади в Петербурге.  И снова: Свобода, Равенство, Братство.

   Холодным январским днём 1837 года скончался раненный на дуэли

А.С. Пушкин. И этой же вьюжной зимней ночью было написано стихотворение «На смерть поэта». В петербургских гостиных  строчки этого стихотворения боятся даже произносить вслух. Да ведь это же воззвание к революции! Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору.  А затем было исключение из университета.  Его  ждал Петербург и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он сразу невзлюбил этот хмурый город, где всё было ложью. В стихотворении "И скучно и грустно" он пишет:

 

И скучно и грустно, и некому руку подать

 В минуту душевной невзгоды...

    Одной из главных тем лирики Лермонтова становится тема одиночества. Слова с корнем "один" встречаются чаще других в создании поэтических образов: "белеет парус одинокой", "вверху горит одна звезда…" .

О себе поэт говорит: "Я к одиночеству привык…"  Трудно найти в поэзии более точное изображение состояния человека, который жаждет смерти. Ему хочется забыться в вечном сне, сохранив при этом способность воспринимать окружающий мир. Одной из причин того, что мотивы грусти и одиночества заняли большое место в поэзии Лермонтова, являлось его отношение к обществу. Лица людей казались ему масками, прикрывающими безумие и пустоту, а жизнь - маскарадом.  И именно сейчас здесь, в Петербурге, он пишет драму «Маскарад», в которой показывает, что даже такое чувство, как любовь, в этом продажном обществе осквернено:

 

Маска: Поймите же мужчину!

Вы недовольны…мало вам того,

Что я люблю вас… нет! Вам хочется всего

Вам надо честь мою на поруганье,

   А что будет с ним, с поручиком Лермонтовым? Царь сказал, что поступит с ним по справедливости.  Его сослали в Сибирь? Неужели – Соловки? Нет, хуже: перевели на Кавказ, где идёт война с горцами. В  России с поэтами никогда не церемонились…  Но та­лант невозможно убить; там, на Кавказе, были созданы прекрасные произведения, поражающие своим худо­жественным совершенством.  Эта встреча с Кавказом у Лермонтова далеко не первая.  Ещё в раннем детстве бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева вывозила маленького Мишу на воды – у мальчика было слабое здоровье. Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...».   

    Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. И слова  складывались в строчки сами собой:

  вот бубен свой


Берёт невеста молодая.

И вот она, одной рукой

Кружа его над головой,

То вдруг помчится, легче птицы,

То остановится, глядит –

И влажный взор её блестит

Из-под завистливой ресницы;

 


   Юноша упивался живописной природой Кавказа. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили…

   А вчера в станице слышал, как молодая казачка баюкала ребёнка и пела. Не заметил, как сам начал напевать какую-то мелодию.  Конь остановился и стал пить из ручья.  В журчании струй послышалась опять та же мелодия. И теперь уже всё – и поскрипывание седла, и шелест ветвей, и пение – всё говорило с ним словами  «Казачьей колыбельной»:

 


Спи, младенец мой прекрасный,
          Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
          В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
          Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
          Баюшки-баю.


 

   «Колыбельная» принадлежит к той части лучших произведений Лермонтова, где поэт предстает перед читателем не в обычном для него одиноком, горьком и протестующем противостоянии окружающему миру, а «любить готовый, с душой, открытой для добра».

И снова царь увидел его на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать поэта - снова на Кавказ. Он должен покинуть столицу в 48 часов.

 В ссылку – с бала! Но ведь он же поэт. И поэт признанный! Тем хуже! Цари не любят поэтов, опасно, «коль полон ум желаний и страстей».

    Последний свой петербургский вечер Лермонтов проведёт у Карамзиных, где играл Глинка! Где читал Пушкин! Где блистательный Брюллов рассказывал о  солнце и море Италии.

Стоя у окна гостиной Карамзиных и наблюдая холодные краски заката, он невольно следил за очертаниями облаков:

 


Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.


 

     Вновь впереди вставали голубые сказочные горы. Здесь жили его герои, а

 над ними витал дух его Демона:

 

 О! если б ты могла понять,

Какое горькое томленье

Всю жизнь, века без разделенья

И наслаждаться и страдать,

За зло похвал не ожидать

Ни за добро вознагражденья;

Жить для себя, скучать собой,

 

И этой вечною борьбой

Без торжества, без примиренья!

Всегда жалеть и не желать,

Всё знать, всё чувствовать, всё видеть,

Стараться всё возненавидеть

И всё на свете презирать!..

 

 

 

 

Что ждало его впереди? Счастье или гибель? А ему было только 27 лет:

 

Я думал: «Жалкий человек!

Чего он хочет! Небо ясно,

Под небом места много всем

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?»

   И он,  как Демон, а может, как Печорин,  предавался безумным мечтам о счастье, а встретил суетный мир «мундиров голубых» и «фешенеблей». Искал друзей, а были, в лучшем случае, спокойные равнодушные люди:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!

   Он не знал, что изящная дама, встреченная им перед отъездом в Петербург, только что вернувшаяся из Италии, красавица   и умница Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, чтобы они стали незабываемой песней.

   Можно бесконечно долго писать об этом поэте, человеке, истинном гражданине своего отечества. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что  открытия будут продолжаться без конца. Я же хочу свою работу закончить строчками  Л. Мартынова:


А он, с теченьем управляясь яростным,
Одолевая времени предел,
Опять, опять плывёт под белым парусом
Над океаном наших чувств и дел.

 

А он встаёт над волнами забвения.
И в новый век, где скорость щёки жжёт,
Его дыханье и сердцебиение
Доходит к нам и нас переживёт. 

 

  Лермонтов живет среди нас. Это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. Сама  я физически ощущаю, что Лермонтов жив и я живу рядом с ним. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. И настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и интересом к его творчеству еще в школьные годы.