23 ноября 2020, понедельник
Областные новости
23.11.2020
29 ноября в 12:00 часов по местному времени в России и других странах мира пройдёт международная просветительская акция «Географический диктант».
23.11.2020
Также ведется строительство еще 5 детских садов, срок сдачи которых - 2021 год.

Образование

18.11.2020

Как помочь пятикласснику адаптироваться?

Скоро начнётся вторая учебная четверть. Сегодня на страницах газеты родителей пятиклассников консультирует педагог-психолог средней школы № 2 р.п. Лунино Марина Владимировна Макаренко.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание  не только для школьников, но  для их родителей и педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной  и школьной тревожности.
Всё это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. При переходе из начальной школы в среднее звено большинство детей переживает как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже немаленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определённая часть детей осознаёт своё новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся с педагогами отношения.
В  адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные  отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учёбы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Рекомендации родителям
•Первое условие школьного успеха пятиклассника – 
безусловное принятие ребёнка, несмотря на неудачи, с которыми он может столкнуться.
•Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
•Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
•Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
•Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
•Учёт темперамента ребёнка в период адаптации. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
•Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  его учебной деятельности.
•Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование его достижений.
•Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
•Помощь в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах: создать условия, в которых ваш пятиклассник будет чувствовать себя спокойно и уверенно, ощущая поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
•В случае необходимости помогать ребёнку в выполнении задания, но не делать вместо него.
•Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребёнка, что всё будет хорошо.
•Помнить, что школа и семья существуют для ребёнка, а не ребёнок для школы.
•Чаще разговаривать с ребёнком, проявляя искреннюю заинтересованность в нём. Но не допрашивать, если он в данный момент не желает общаться.
•Организовать совместную деятельность с ребёнком.

Скоро начнётся вторая учебная четверть. Сегодня на страницах газеты родителей пятиклассников консультирует педагог-психолог средней школы № 2 р.п. Лунино Марина Владимировна Макаренко.


Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание  не только для школьников, но  для их родителей и педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной  и школьной тревожности.

Всё это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. При переходе из начальной школы в среднее звено большинство детей переживает как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже немаленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определённая часть детей осознаёт своё новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся с педагогами отношения.

В  адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные  отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учёбы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.


Рекомендации родителям

•Первое условие школьного успеха пятиклассника – 

безусловное принятие ребёнка, несмотря на неудачи, с которыми он может столкнуться.

•Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.

•Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

•Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

•Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

•Учёт темперамента ребёнка в период адаптации. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

•Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  его учебной деятельности.

•Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование его достижений.

•Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

•Помощь в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах: создать условия, в которых ваш пятиклассник будет чувствовать себя спокойно и уверенно, ощущая поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

•В случае необходимости помогать ребёнку в выполнении задания, но не делать вместо него.

•Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребёнка, что всё будет хорошо.

•Помнить, что школа и семья существуют для ребёнка, а не ребёнок для школы.

•Чаще разговаривать с ребёнком, проявляя искреннюю заинтересованность в нём. Но не допрашивать, если он в данный момент не желает общаться.

•Организовать совместную деятельность с ребёнком.


Основные проблемы 5-классника
 -  очень много разных учителей;
 -  непривычное расписание (новый режим);
 -  много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
 -  новые дети в классе;
 -  новый классный руководитель;
 - в средней школе они снова самые маленькие, а в начальной школе были уже большими;
 -  проблемы со старшеклассниками;
 -  возросший темп работы;
 -  другие нормы оценок;
 -  новые, непривычные требования к оформлению работ;
 -  необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

Мнения родителей
Татьяна Нуждина:
– Конечно же, переход из начального звена даётся детям непросто. Во-первых, больше учителей, к которым нужно привыкать, во-вторых, прибавляются новые предметы. Но это ещё ничего. Моя дочь Настя справляется, уже привыкла к новым учителям, единственное, на мой взгляд, в школе ни к чему введён второй иностранный язык. Ещё к английскому не привыкли, а тут – немецкий язык. Сложно, но мы стараемся.
 
Татьяна Костина:
– Тимофей адаптацию в пятом классе проходит хорошо. Не было проблем и с новыми учителями. Привык легко и без стрессов, с предметами справляется. Вроде бы всё, как и прежде, правда, немного сложнее. Но он не ноет, хорошо воспринимает всё новое.
 
Юлия Рубцова:
– Для каждого человека что-то менять в жизни – это, прежде всего, стресс. Не скрою, психологически для Лизы тяжело перестроиться на новое: разные учителя, предметы. С учителями проблем у неё не возникло. Все приветливые, добрые.  Но сразу много незнакомых предметов – история, география, биология. И даже это мы все когда-то прошли. Но вот второй иностранный язык, если и должен быть, то не с пятого класса. Рановато его ввели.
 
Наталья Литовченко:
– Переживала, как дочка справится с переходом из начального звена в среднее. Настраивали, много беседовали с Лерой на эту тему. Девочка у нас очень активная, наверное, поэтому для неё это оказалось несложно. Пока весь процесс обучения проходит без проблем. Самостоятельно делает уроки, быстро. Правда, пропустила две недели из-за болезни, но втянулась, догнала.
 
Елена Москвина:
– Вначале было труднее. Всё другое, неизведанное для детей и незнакомое. Смена класса, классного руководителя, много других учителей. Есть некоторые непонимания по предметам, что-то воспринимается тяжелее, что-то – полегче. Сложно с двумя иностранными языками. Был бы хотя бы один учитель по двум языкам, а тут и два учителя. Ко всем нужно привыкнуть. Психологически для ребёнка тяжело, но Ксюша потихоньку привыкает, втягивается.

Оставить комментарий