21 апреля 2018, суббота
Областные новости
20.04.2018
Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев принял участие в заседании Правительства РФ, проходившем под председательством Премьер-министра Дмитрия Медведева.
19.04.2018
Его руководителем избран глава думской фракции Сергей Неверов, а ответственным секретарем - первый заместитель руководителя ЦИК Партии, глава организационного управления Максим Жаворонков.

Политика в области обработки и
защиты персональных данных

Согласие на обработку
персональных данных

 

 

Сурская правда

освещение новостей Лунинского района http://www.surapravda.ru/

добавить на Яндекс

 

 


Социальная сфера

05.04.2018

«Наш век пройдет. Откроются архивы…»

2018 год – знаменательный год для архивистов. Государственной архивной службе России исполняется 100 лет. Прошедшее и пережитое неукоснительно становилось частью нашей жизни, во многом определяя и настоящее и будущее. Хранителями истории всегда были архивы.   В марте же с 2003 года отмечается профессиональный праздник всех архивистов – День архивов.                 

Документальный потенциал архивов беспределен. Архивы позволяют установить истину, восстановить родственные связи. Ибо, как сказал когда-то русский учёный, один из наиболее читаемых и любимых историков дореволюционной России В.О. Ключевский, «в нашем настоящем слишком много прошедшего».  

На Руси первые архивы возникли в церквях и монастырях. Письменные ценности как исторические памятники всегда привлекали к себе внимание. Древние русские летописцы за достоверными материалами обращались в архивы.
28 февраля 1720 года (10 марта на современное летоисчисление) Пётр Первый подписал первый в России государственный акт «Генеральный регламент или Устав», определивший основы организации государственного управления. Этим актом впервые в России и в мировой практике во всех государственных органах власти создавались особые структурные подразделения – архивы – и вводилась должность архивариуса. Это историческое событие и определило в последующем дату профессионального праздника архивистов.
В результате архивы отделились от канцелярий и превратились в самостоятельные структурные части учреждений.
До 1917 года документы хранились по месту их образования – в учреждениях, на предприятиях, в организациях, церквях, монастырях, помещичьих усадьбах. Октябрьский переворот и перестройка всех правительственных учреждений, как в центре, так и на местах, оставили прежние ведомственные архивы в бесхозном состоянии. Некоторые архивы стали подвергаться преднамеренному уничтожению.

Единый Государственный Архивный фонд
1 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела», согласно которому все архивы правительственных учреждений были ликвидированы как ведомственные учреждения, а хранящиеся в них дела и документы организовали Единый Государственный Архивный Фонд. Заведование этим фондом возлагалось на Главное Управление Архивным делом в системе Народного Комиссариата Просвещения. Этим документом в нашей стране впервые публично были узаконены принципы и технологии организации архивного дела, заложены основы упорядочения архивного фонда страны, а также фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным делом.
До 1991 года, да и сейчас этот декрет является одним из основополагающих документов в организации архивного дела.
Осуществление политики государства первоначально было возложено на уполномоченных Главного Управления Архивным делом. В  Пензенской губернии  первым таким уполномоченным стал известный краевед Алексей Лукич  Хвощев, выпускник Московской духовной академии (ученик В.О. Ключевского), кандидат богословия, бывший преподаватель Пензенской духовной семинарии, член Пензенской духовной архивной комиссии.
До 1917 годы архивные кадры правительственных учреждений губернии сумели сохранить достаточно большой объём документального богатства Пензенского края. Надо отметить, что большинство архивариусов работали в сложных условиях.
1 марта 1919 года вышел декрет «О губернских архивных фондах».  Для хранения документов в каждой губернии предусматривалось создание  Центрального губернского архива.
Архивная служба Пензенской области в различное время  меняла своё название и подчинённость.  С 1922 по 1929 годы – это губернское архивное бюро, Пензенский отдел Центрархива, губархивбюро.
С 1 июня 1926 года в штаты уездных исполкомов была введена должность уездного архивариуса.
В  1928 году страна от губернского, уездного, волостного  административно-территориального деления перешла к областному, окружному и рай-онному делению.
В составе Средне-Волжской  области, в которую входила и Пензенская губерния, было утверждено 9 округов. В них были образованы районы, в том числе и Лунинский.
Архивная служба получила статус окружной: с 20 марта 1929 года она  стала именоваться Пензенским окружным архивным бюро с подчинением Средне-Волжскому архивному Управлению.
Президиум Пензенского окрисполкома 17 октября 1929 года утвердил «Положение о райархивах в районированных областях РСФСР».  В  нём впервые обозначен статус районного архива,   его подчинённость и функциональное назначение.
Пензенское  окружное архивное бюро  с 15 декабря 1931 года преобразовано в Пензенское отделение Средне-Волжского краевого архивного Управления, которое осуществляло контроль за деятельностью  вновь организованных районных архивов. В  его ведении находилось 19 районных архивов, в том числе  Лунинский.
С 23 апреля 1939 года управление преобразовано в архивный отдел управления  НКВД  по Пензенской области, который возглавлял  старший лейтенант И. С. Фёдоров. Отдел осуществлял контроль за деятельностью ведомственных архивов.  
Являясь одним из структурных подразделений райотделов милиции, архивы получали методическое руководство и контролировались архивным отделом УВД Пензенской области.

Из ведения МВД – в органы власти
1961 год стал своеобразной вехой в истории всех архивов. В соответствии с постановлением совета министров РСФСР архивы выходили  из ведения Министерства Внутренних дел, они были переданы под контроль органов исполнительной власти.  В  Пензенской области – архивного отдела Пензенского облисполкома, с 1991 года – администрации Пензенской области, с 1998 года – Правительства (в связи с реорганизацией органов власти.
Основной задачей архивных учреждений Пензенской области 70-90-х  годов было улучшение делопроизводства, приведение архивов в порядок, работа  по контролю за состоянием ведомственного хранения документов,  улучшение условий хранения документов, исполнение запросов.
В 2012-2016 годы архивная служба Пензенской области была подведомственна Управлению культуры и архива.
В феврале 2017 года образован Комитет по делам архивов Пензенской области.
В декабре 2002 года в Пензенской  области созданы  муниципальные образования на базе сельских районов.  В результате  преобразований созданы  муниципальные архивы – структурные подразделения органов местного самоуправления.  Значение муниципальных архивных учреждений велико не только в силу их многочисленности и большого объёма хранящихся в них документов, но и потому, что они ближе других стоят к населению.

Функции архивов неизменны
Уже на протяжении многих лет функции архивов остаются неизменными. Как и прежде, архивы призваны собирать и хранить документы, кото-рые могут быть использованы в интересах людей. Архивы постоянно пополняются новыми документами, и сейчас они содержат множество сведений, необходимых стране и людям.
Самые ранние документы, связанные с историей Лунинского района, которые хранятся в муниципальном архиве, датируются 1930 годом. Это документы сельских Советов и их исполнительных комитетов, машинно-тракторных станций.
Наиболее ценные и интересные документы – документы районных организаций  советского периода – переданы на хранение в ГБУ «Государственный архив Пензенской области».

Основная сила – люди
Несомненным является и то, что основной движущей силой развития архивного дела являются люди, непосредственно вложившие и вкладывающие в это свои силы, душу и знания. Благодаря труду многих поколений архивистов, тому, что они с неутомимой энергией и настойчивостью собирали документы, сохранён для нас и наших потомков содержащийся в фондах архива исторический материал.
Глубокого уважения и благодарности заслуживает кропотливый труд сотрудников архивной службы Лунинского района. За период с 1938 по 2017 годы муниципальный архив возглавляли 11 заведующих. Именно их трудом и усилиями по крохам собирались документы для архива. Среди них Мария Михайловна Шмонина, Анна Михайловна Баженова, Тамара Васильевна Поливанова.

Новая эпоха в архивном деле
В  эпоху информации перед работниками архивов она поставила задачи чрезвычайной важности. На сегодняшний  день серьёзно изменился подход к сохранности и учёту документов, использованию информационных технологий. Если ранее помещение архива располагалось на 2-м этаже сегодняшнего здания администрации района, и площадь его была всего 24 кв.м, то в 2016 году под архив выделено новое помещение, соответствующее основным требованиям обеспечения сохранности документов. В  муниципальном архиве ведётся работа по внедрению программного комплекса «Архивный фонд» (4-я версия), информационному взаимодействию на основе электронного документооборота.

Языком цифр

В 1939 году в Лунинском архиве хранилось 1300 дел за 1918-1935 годы.
К 1949 году на хранении находились документы 41 учреждения в количестве 4093 дела, в 1959 году – уже 91 учреждения  объёмом 25239 дел.
По состоянию на 1 января 2018 в Лунинском муниципальном архиве (структурном подразделении администрации Лунинского района) на хранении находятся документы 240 учреждений общим объёмом 52166 дел, в том числе 35769 дел постоянного хранения, 16397 дел по личному составу.

О. Бочкарева,
зав. архивным сектором отдела администрации Лунинского района.

Оставить комментарий