04 апреля 2025, пятница

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

О людях

31.01.2018

Ей хочется смотреть на мир, созданный Богом

В прошлом году Александре Яковлевне Красильниковой исполнилось 80 лет. У каждого своя жизнь. Есть люди-везунчики, которые всё получили по наследству, как на блюдечке с золотой каёмочкой, живут они припеваючи, не напрягаясь. А другим приходится начинать с нуля и сражаться с судьбой за своё место под солнцем. Вот именно к таким борцам относится Александра Яковлевна.

Выросла под углом дома
Родилась Шура в 1937 году в посёлке Лунино. Мать и отец работали в колхозе. Потом ещё двойняшки родились. Хозяйство было. Жили небогато, зато работы было много. Когда началась Великая Отечественная война, отца Якова Тимофеевича Березина сразу же взяли на фронт. Свою голову он сложил в битве под Москвой.  Его имя написано на гранитной плите в аллее Славы. Двойняшки умерли. Остались вдвоём: мать и дочь. Мать работала и день, и ночь. Хозяйство ликвидировали, остались две курицы, и с тех брали налог 150 рублей деньгами и 75 яиц. Но не роптали, потому что знали, что это нужно для победы. Маленькую Шуру осенью и зимой запирали дома на замок, а летом и весной, когда тепло, – у дома, за калиткой.
– Мне мама наказывала, как козочки пройдут (всё-таки небольшое стадо коз было у населения), ты меня у калитки жди, – вспоминает моя собеседница.  – Ну а спать-то хочется. Свернусь клубочком под углом дома и сплю. Идёт мама с работы домой, а соседка ей говорит: «Собачка какая-то под углом лежит». А это я лежу. Так и выросла под углом.
Когда мама запирала девочку дома, она хоть съедала кусочек хлеба и две тёплых картошки, которые мама оставляла в голландке, а летом и весной дверь в дом была заперта, а хлеб и картошку, завёрнутые в тряпочку, мама оставляла под дверью в проёме для кошки. Сунется за хлебом Шура, а его уже кошки съели. Так и оставалась голодной до вечера. Благо, трава выручала. Мать строила блиндажи между Гольцовкой и Липовкой, рыла окопы за Сурой. Штабом обороны руководил военный. Увидев однажды спящую девочку под углом дома, он заплакал: «Как же наши дети страдают! Хоть бы они жили лучше нас!».

Самостоятельная жизнь
Училась Шура сначала в начальной школе, расположенной в нижней части посёлка (в Кронштадте, как тогда называли), потом в семилетке.
– Никогда не забуду добрейшую женщину, директора школы Александру Никитичну Титову. Фронтовичка, на вид суровая женщина, но нас, детей, любила, – вспоминает Александра Яковлевна.
После окончания 7 класса пошла работать в колхоз. Надо было на что-то жить. Мать валяла валенки, шила. Пальто сошьёт, а воротник из козлёнка пришьёт. Ребята смеются: «Что-то воротник шуршит, к чему бы это?».  
Шура сначала просветработой занималась – газеты, журналы носила, читала статьи на полевых станах для рабочих, а потом и сама рабочей стала. А тут уж и замуж вышла.  Двоих сыновей родила – Сергея и Владимира. Но работать не бросила. Тогда ведь не было отпусков по уходу за ребёнком до года, до трёх лет. Сразу после декретного отпуска выходили на работу. Так всю жизнь и трудилась в колхозе. Работала в коллективе, старалась людям делать добро. Говорят, такие люди дольше живут. Но с судьбой дело обстоит иначе. Приходилось выживать. Много горя ей пришлось пережить. Похоронила сына, затем маму, потом второго сына, мужа. Сколько переживаний для одного сердца!

«Я не одинока»
Сейчас Александра Яковлевна живёт одна, но она не одинока.  Её опекает сноха Надежда Красильникова. Она помогает ей по дому, приносит продукты, готовит еду.
– Дай Бог Наденьке здоровья. Низкий поклон ей за доброту. Я ведь ей свекровь, не родная мать, а она меня не бросает, –говорит Александра Яковлевна.
Одна она, конечно бы, не выжила. Есть опора – семья – внуки, внучки, правнучки. Все приходят к ней, помогают по возможности.
– Иногда деверь приезжает с семьёй, навещает меня, – поясняет моя собеседница. – А соседка Нина Павловна Гавриленко чуть не каждый день навещает. Тем, что у меня вода в доме, я обязана ей да зятю Лапшину Максиму.
Все удобства в доме, тепло, светло, пенсию выплачивают регулярно. Но тем не менее детям войны, к которым относится и Александра Яковлевна, внимание, поддержка, забота необходимы. Я видела, как радуются люди даже  медали «Дети войны», со слезами на глазах вспоминая своё детство.
На мой вопрос о том, что ждёт от нового года, моя героиня ответила:
– Хочется ещё немного погреться на солнышке, поглядеть на небо голубое, облака, на весь мир, созданный Богом. Хочется пожить для правнучки. А всем лунинцам желаю добра в новом году. Чтобы о каждом из вас помнили.

В. Плаксина.
р.п. Лунино.

Оставить комментарий